Что нужно знать о SWOT-анализе? + пример

 

На начальных этапах стратегического планирования в первую очередь необходимо оценить деятельность компании. Для этого используется метод SWOT- анализа. О нем рассказываем ниже.

В чем суть метода?

SWOT – акроним, произошедший он начальных букв четырех слов:

S = Strengths

W = Weaknesses

O = Opportunities

T  = Threats

Разберем подробнее каждый пункт.

Strengths – сильные стороны товара или услуги. Это могут быть материальные и нематериальные ресурсы, внешние и внутренние факторы деятельности. Именно сильные стороны позволяют улучшить работу, увеличить продажи и доход. На них делается акцент в рекламных кампаниях.

Weaknesses – слабые стороны или недостатки товара/услуги. Они выставляют вас перед потребителем с невыгодной стороны, поэтому стремление их устранить или минимизировать – главная задача при стратегическом планировании.

Opportunities – благоприятные факторы внешней среды. Иными словами – возможности, которые открываются перед вами на рынке. Здесь находятся источники роста бизнеса. Возможности тесно связаны с сильными сторонами, поэтому при анализе надо учитывать оба показателя.

Threats – внешние угрозы. Сюда включаются негативные факторы, порой независящие от вашей работы. Поэтому лучше всего предполагать, с чем на всех этапах реализации стратегии бизнеса столкнется компания.

Преимущества SWOT-анализа

1. Универсальность. Позволяет применять анализ не только к компании или услуги, но и к любому сотруднику. Также может быть полезен при оценке источников поставки, бизнес-процессов и реализации технологии.

2. Многоуровневый анализ. Рассмотрение внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие бизнеса, позволяет сформировать целостную картину дальнейшей работы. После анализа вы сможете понять, насколько сильно нуждаетесь в партнерах и прочих источниках продвижения и роста.

3. Интеграция. Качественные и количественные факторы при анализе способствуют правильному планированию работы.

4. Простота. Конечно, она видимая. На самом деле можно до бесконечности проводить анализ. С каждым днем появляется все больше возможностей и внешних угроз.

5. Стоимость. Привлекать внешних консультантов для анализа не нужно. Выберете сотрудника вашей компании или сделайте SWOT-анализ сами.

Есть ли у метода недостатки?

1. Неоднозначность. После проведения анализа не стоит думать, что все знаете о факторах, влияющих на ваш бизнес. SWOT создан исключительно для оценки по четырем критериям, без учета их взаимодействия между собой. Поэтому прибегайте к разным методам оценивания.

2. Субъективность. Проведите эксперимент: дайте возможность нескольким сотрудникам проанализировать этим методом вашу компанию. По результатам вы увидите, что у каждого человека факторы отличаются друг от друга. Даже существенная разница будет заметна. Поэтому стоит работать сообща, не упуская никаких деталей. Только так SWOT-анализ будет полным.

Как провести SWOT-анализ?

Сконцентрируйтесь на вопросах по каждому фактору.

Strengths – сильные стороны:

– что вы делаете хорошо?

– какие внутренние ресурсы у вас есть?

– какие преимущества у вас есть перед конкурентами?

Weaknesses – слабые стороны:

– какие факторы снижают вашу конкурентоспособность?

– какие сферы деятельности вам необходимо улучшить?

– чего не хватает вашему бизнесу?

– где находится ваш бизнес?

Opportunities – возможности:

– какие возможности существуют на рынке?

– в каком состоянии находится рынок?

– каково восприятие вашего бизнеса?

 Threats – внешние угрозы:

– как работают ваши конкуренты?

– какие факторы могут поставить под угрозу ваш бизнес?

– есть ли проблемы на рынке?

– насколько хорошо отвечает ваш товар/услуга современным реалиям?

Это лишь малый список вопросов, которые необходимо учитывать при SWOT-анализе. Некоторые маркетологи выделяют свыше сотни вопросов, на которые можно ответить при использовании данного метода. Если вы хотите провести подробные анализ, то вам придется прибегнуть к фантазии и придумывать вопросы самим под свою сферу деятельности. Так как факторы не универсальны.

Пример SWOT-анализа

Компания кровельных материалов

Преимущества:

Цена от поставщиков

Контракты с уникальными производителями

Большой ассортимент

Наличие программы лояльности и акций

Постпродажный сервис

Гарантийные обязательства

Недостатки:

Отсутствие возможности заказать в интернете

Неудобство расположения

Непрезентабельный внешний вид магазина

Высококонкурентная среда

Возможности:

Выход на интернет-аудиторию

Увеличение представительств в других городах

Развитие CRM-систем

Технологическое снижение затрат

Внешние угрозы:

Рост конкуренции на рынке

Финансовый кризис – снижение потребительской способности

Растущие цены у производителя – работа «в минус»

В следующий раз мы рассмотрим подробный SWOT-анализ.

Поделиться:
Заказать консультацию
+
Спасибо за заявку!

Наши менеджеры
свяжутся с вами
в ближайшее время

+